10 сентября 2025 года в верхнем фойе Театра юных зрителей имени А.А. Брянцева состоялась панельная дискуссия «Преемственность поколений. Семьей в театр».
Под руководством модератора, директора Театра юных зрителей имени А. А. Брянцева Светланы Лаврецовой выступили спикеры , говорили о роли театра , как посредника в передаче культурных и духовно-нравственных ценностей между поколениями, формировании культурных традиций. Участники обсудили влияние театра на семейные традиции, воспитание и духовное развитие молодого поколения. Особое внимание уделили тому, как театр сегодня отвечает потребностям детей и подростков, предлагая им формы и темы, которые способствуют их вовлечению в культурную среду.
Основные тезисы встречи:
Григорий Заславский говорил о важности проблем образования. В этом контексте ГИТИС обладает бесценным практическим опытом. К 80летию Победы университет осуществил подлинно важную инициативу: творческие бригады из выпускников — режиссёров, актёров, художников – отправились в театры разных регионов нашей страны и за её пределами, чтобы поставить спектакли о Великой Отечественной войне. Особо примечательно, что постановки побывали и на сценах музыкальных театров — «Севастопольский вальс» в Рязанском областном музыкальном театре и «Зори здесь тихие» в Самарском театре оперы и балета».
Евгений Князев подчеркнул важность воспитания истинного зрителя с самых ранних лет жизни. Одним из ключевых механизмов формирования у детей и молодежи эстетического восприятия и ценностных ориентиров является школьный театр. Санкт-Петербург, ставший настоящей театральной столицей, накопил уникальный опыт работы с юной аудиторией: легендарный ТЮЗ эпохи Корогодского по праву считался одним из лучших театров страны.
Наша задача – вдохновить детей приводить в театр своих родителей, чтобы семьи собирались вместе и укрепляли семейные ценности, которые служат фундаментом здорового и гармоничного общества. Для организации масштабных детско-молодежных фестивалей и долгосрочных культурных программ необходимо объединить усилия Министерств образования и культуры, создав мощный синергетический эффект во имя будущего российской культуры.
Валерий Кириллов: «В 2025 году Волковский театр отметил 225-летие – исключительный повод переосмыслить его роль как первого русского театра. Волковский — это не просто культурный бренд, а глубокая смысловая институция, выстроившая особую репертуарную политику на прочном фундаменте традиций русского театра. В центре внимания – русская классика и спектакли, посвящённые Фёдору Волкову, которые призваны помочь зрителю увидеть лучшее в себе. Театр активно внедряет междисциплинарные творческие проекты, направленные на укрепление семейных ценностей и развитие духовного потенциала общества».
Алексей Франдетти отметил, что в музыкальном театре режиссёр выступает не только как творец, но и как продюсер. Магия театра зиждется не только на таланте, но и на прочной финансовой базе – бюджете, который позволяет воплощать настоящее искусство. Особое внимание он уделил театру для детей, подчеркнув необходимость сочетать доступность по стоимости с высоким художественным уровнем, чтобы воспитание аудитории начиналось с качественного и вдохновляющего опыта.
Ираклий Хинтба рассказал, что на данный момент все усилия сосредоточены на воссоздании единой театральной системы, органично связанной с русским театром, а также на восстановлении преемственности поколений в Абхазии. «В прошлом театр не всегда был частью семейных традиций, но сегодня мы стремимся возрождать национальную идентичность через возвращение к глубоким историческим корням».
В последние годы в Абхазии наблюдается стремительное возрождение театральной жизни и глубокое обновление зрительской культуры.
Ирина Лысковец подчеркивает, что совместные походы в театр оказывают многогранное положительное влияние на детей, способствуя их развитию в различных аспектах: интеллектуальном, нравственно-эмоциональном, эстетическом, формируя семейные ценности и укрепляя связи между родителями и детьми, а также способствуя социальному взаимодействию.
В течение последних десяти лет Алтайский государственный театр активно работает над привлечением семейных групп зрителей. Театр целенаправленно формирует репертуар, который ориентирован на аудиторию всех возрастов, следуя девизу «Молодежный театр для всей семьи». При создании детских спектаклей важно учитывать интересы взрослых, сопровождающих своих детей. В этом контексте особенно популярными стали такие постановки, как «Бременские музыканты», «Сказка о спящей царевне» и «Удивительное путешествие кролика Эдварда».
Айгуль Горнышева отметила, что репертуар Казанского государственного театра юного зрителя охватывает важные темы, которые имеют особое значение в диалоге с аудиторией. В центре внимания находятся вопросы любви к родине, уважения к своей земле и великим именам, оставившим след в истории. Темы Великой Отечественной войны и защиты Отечества подаются с акцентом на искренность и отсутствие пафоса, что особенно важно в общении с детьми и подростками.
Воспитание любви к родине начинается в семье, где передаются из поколения в поколение традиции, обычаи и нравственные ориентиры. Уважение к старшим, забота о младших, трудолюбие и верность своим корням формируют у детей чувство принадлежности к своему народу и его истории.
Иван Орлов отметил, что театр всегда остаётся про семью – любую пьесу Шекспира, Островского или Пулиновича объединяет тема человеческих отношений, которые бывают сложными и мучительными, но именно в них рождается подлинное счастье и любовь — «семейное счастье». Театр исследует самые острые жизненные ситуации, задавая непростые вопросы и открывая возможность говорить о том, что за семейным столом зачастую остаётся недосказанным. Он помогает пережить невыносимое, понять и принять друг друга, почувствовать сопричастность.
Также спикер рассказал о планах на предстоящий сезон: на базе Томского театра юного зрителя вместе с ГИТИС и курсом Кристины Матвиенко будет создана лаборатория школьного театра. Три магистранта приедут в Томск, где за неделю реализуют с учениками обычных школ спектакли в различных жанрах, позволяя юным зрителям окунуться в творческий процесс.
Мохамед Медуини рассказал, что опираясь на свой личный опыт, он уже около десяти лет занимается проектом, целью которого является осмысление теоретических и методологических основ формирования репертуара тунисского театра и реализация этих идей на практике. В рамках этой работы была опубликована серия из десяти полноценных театральных произведений.
Задачи проекта включают в себя предоставление широкой публике возможности познакомиться с произведениями театра, а также дать деятелям тунисской сцены шанс заново присвоить и оживить это наследие. Кроме того, проект направлен на обеспечение исследователей и университетской среды точными и систематизированными источниками, необходимыми для серьезной научной работы. Все это, в свою очередь, способствует объединению ранее рассеянной памяти и закладывает основы для будущего развития театрального искусства.