Госдума начала разбираться: куда уходят миллиарды дотаций АвтоВАЗу?

Госдума начала разбираться: куда уходят миллиарды дотаций АвтоВАЗу?

Недавние обсуждения в Госдуме привлекли внимание общественности, когда парламентарии задались вопросом, который волнует автолюбителей уже несколько лет: куда уходят колоссальные суммы, выделяемые на поддержку АвтоВАЗа, и почему доступные автомобили всё ещё остаются на «обещаниях»? Стало очевидным, что в Тольятти накопились неразрешённые вопросы касательно десятилетней практики финансовых вливаний в отечественный автопром.

Ситуация на рынке: продажи снижаются, цены растут

Анализ данных «АвтоСтата» за прошедшие десять месяцев 2025 года показывает тревожные тенденции. Итоги таковы:

  • Lada Granta — снижение продаж на 28,8%;
  • Lada Vesta — уменьшение на 34%;
  • Niva Legend — спад на 28,6%.

В условиях такого падения доля марки Lada на рынке упала с 26% до чуть более 20%. Китайские производители покинули рынок, но это не привело к ожидаемому увеличению продаж отечественных автомобилей, ситуация лишь усугубилась.

Бюджетные вливания и их необъяснённые последствия

Согласно расчётам аналитиков, в текущем году на поддержку автопрома выделено 820 миллиардов рублей, а в следующем прогнозируется почти триллион. Большая часть этих средств предназначена для АвтоВАЗа, что ставит под сомнение эффективность таких вливаний.

Обеспечение автопроизводства выглядит как VIP пакет:

  • субсидированные кредиты и лизинг по 0–1%;
  • утильсбор, который значительно затрудняет жизнь конкурентам;
  • госзакупки, предполагающие преимущество только для Lada;
  • налоговые каникулы и субсидии поставщикам.

Однако отсутствие прозрачности и контроля вызывает недовольство. Политики начинают осознавать, что при отсутствии должного надзора дотации не приводят к желаемым результатам, а вместо этого вызывают рост цен.

Скрытые недостатки и проблемы

На протяжении длительного времени критика в адрес АвтоВАЗа воспринималась как «непатриотизм». Однако накопившиеся проблемы в области закупок по завышенным ценам и дублирование функций начинают беспокоить даже тех, кто традиционно закрывал на это глаза.

Теперь, когда Счётная палата снова может заглянуть в «чёрные дыры» бюджета, становится ясно: если результаты проверок останутся без внимания, доверие к государственным институтам продолжит падать. Обращение к честности и прозрачности может стать важным шагом для восстановления авторитета отечественного автопрома.

Источник: Финансы в радость

Лента новостей