Недавние обсуждения в Госдуме привлекли внимание общественности, когда парламентарии задались вопросом, который волнует автолюбителей уже несколько лет: куда уходят колоссальные суммы, выделяемые на поддержку АвтоВАЗа, и почему доступные автомобили всё ещё остаются на «обещаниях»? Стало очевидным, что в Тольятти накопились неразрешённые вопросы касательно десятилетней практики финансовых вливаний в отечественный автопром.
Ситуация на рынке: продажи снижаются, цены растут
Анализ данных «АвтоСтата» за прошедшие десять месяцев 2025 года показывает тревожные тенденции. Итоги таковы:
- Lada Granta — снижение продаж на 28,8%;
- Lada Vesta — уменьшение на 34%;
- Niva Legend — спад на 28,6%.
В условиях такого падения доля марки Lada на рынке упала с 26% до чуть более 20%. Китайские производители покинули рынок, но это не привело к ожидаемому увеличению продаж отечественных автомобилей, ситуация лишь усугубилась.
Бюджетные вливания и их необъяснённые последствия
Согласно расчётам аналитиков, в текущем году на поддержку автопрома выделено 820 миллиардов рублей, а в следующем прогнозируется почти триллион. Большая часть этих средств предназначена для АвтоВАЗа, что ставит под сомнение эффективность таких вливаний.
Обеспечение автопроизводства выглядит как VIP пакет:
- субсидированные кредиты и лизинг по 0–1%;
- утильсбор, который значительно затрудняет жизнь конкурентам;
- госзакупки, предполагающие преимущество только для Lada;
- налоговые каникулы и субсидии поставщикам.
Однако отсутствие прозрачности и контроля вызывает недовольство. Политики начинают осознавать, что при отсутствии должного надзора дотации не приводят к желаемым результатам, а вместо этого вызывают рост цен.
Скрытые недостатки и проблемы
На протяжении длительного времени критика в адрес АвтоВАЗа воспринималась как «непатриотизм». Однако накопившиеся проблемы в области закупок по завышенным ценам и дублирование функций начинают беспокоить даже тех, кто традиционно закрывал на это глаза.
Теперь, когда Счётная палата снова может заглянуть в «чёрные дыры» бюджета, становится ясно: если результаты проверок останутся без внимания, доверие к государственным институтам продолжит падать. Обращение к честности и прозрачности может стать важным шагом для восстановления авторитета отечественного автопрома.































