Что творится с авторским правом в России? Недавние события в этой области поражают своим абсурдом. Проблемы в законодательстве и судебной практике превращаются в настоящий азарт для недобросовестных дельцов. Мошеннические схемы наносят урон как предпринимателям, так и простым гражданам, и это продолжается не первый год. Как долго еще правозащитные органы будут игнорировать эту проблему?
Схема №1: Приватизация обыденностей
Эта история началась с уфимского бизнесмена Азамата И., который за четыре года превратил регистрацию товарных знаков в серьезный бизнес. С его участием было инициировано более 1000 судебных процессов, общая сумма исков превышает 1 миллиард рублей.
Суть его схемы проста: он регистрирует в Роспатенте привычные слова, а затем ищет компании, которые их используют, подавая на них иски. Например, в его активе уже более 642 товарных знака, включая такие банальные слова, как «лимон», «круг» и даже женское имя «Наталья».
Подобный подход пагубно сказывается на предпринимателях, которые годами развивали свои бизнесы. Так, небольшая компания, производящая натуральную косметику под брендом «Живое масло», столкнулась с иском на сумму нескольких сотен тысяч рублей, просто потому что слово «живое» стало товарным знаком.
Схема №2: Бизнес на фотографиях
В последние годы в России сформировалась настоящая «индустрия правового экстремизма» в области авторского права. Лидером этого рынка стало ООО «Восьмая заповедь». Компании подобного типа активно скупают права на фотографии, размещенные в интернете, чтобы затем подавать иски к тем, кто использовал эти изображения без разрешения.
С суммы исков колеблются от 50 тысяч до нескольких миллионов рублей, причем жертвами становятся как СМИ, так и обычные пользователи. С момента своего формирования «Восьмая заповедь» инициировала более 3600 судов и, благодаря пробелам в законе, частенько выигрывает дела.
Подобную схему можно назвать мошеннической: ищется фото на бесплатных стоках, правами якобы завладевает «автор», и далее начинаются активные действия по подаче исков к пользователям. Интересно, что вместо весомых доказательств, такие компании предоставляют суду лишь заявление от неэкспертов и случайные скриншоты для подтверждения авторства.
Таким образом, как малые, так и средние бизнесы, а также индивидуальные предприниматели оказываются под давлением и сталкиваются с финансовыми потерями. В ситуации кризиса правовых механизмов страдают не только бизнесмены, но и обыватели, для которых защитить свои права становится все более сложной задачей.